Учимся играть с пирамидкой

Детская пирамидка - отличная развивающая игрушка, кото рая становится спутницей ма лыша в самом раннем детстве. Сборка пирамидки, сортиров ка ее колец по размеру или цвету способствует развитию интеллекта, совершенствует мелкую моторику и координа цию движений ребенка.

Познакомимся поближе...

Стержень пирамидки может иметь коническую форму, а отверстия в кольцах - разный диаметр в соответствии с формой стержня. Такую пирамидку малышу собирать проще, так как сама конструкция игрушки предполагает со блюдение строгой последовательности нанизывания колец: сначала нужно на деть кольцо с большим отверстием, за тем с отверстием поменьше и, наконец, с самым маленьким. Это значительно облегчает задачу при сборке. Но, вместе с тем, такая конструкция имеет и недо статок: на первых порах ребенок не уме ет дифференцировать размер и нанизы вает кольца в произвольном порядке. Если малыш начнет собирать пирамидку, используя сначала кольцо с отверстием меньшего диаметра, остальные кольца ему уже не надеть. Ребенок постарше научится быстро собирать такую пира мидку методом проб и ошибок. А пока пусть мама сама предлагает ребенку кольца в нужной последовательности.

Пирамидки изготавливаются из раз нообразных материалов: дерева, пласт массы или ткани. Деревянная пирамидка считается самой экологичной, так как изготовлена она из натурального материала. Части пластиковых пирамидок вы полнены из мягкой или более твердой пластмассы, могут быть полыми внутри или цельными. Мягкие пирамидки изготавливают из тканей разных текстур, имеющих глад кую, мягкую или шероховатую поверх ность. На кольца могут быть нашиты мелкие предметы: пуговки, бусинки, колокольчики, небольшие мягкие игруш ки. Такая разнородность поверхностей при ощупывании и прикосновении к ним развивает осязание, чувствительность южных рецепторов, тренирует ручки и пальчики младенца. Все части игрушки хорошо держат форму благодаря плотно набитому наполнителю. Матерчатые кольца могут иметь специальный наполнитель: мелкие пластиковые гранулы или крупу - для развития мелкой моторики. Встречаются также пирамидки из резины и надувные пирамидки.

Существуют развивающие комплексы или панели, в которые наряду с сортерами, пазлами, шнуровками включена и пирамидка. В собранном виде игрушка может иметь форму конуса, шара, вид башен ки, мельницы, человечка или животного. Размеры тоже варьируются: маленькие пирамидки легко умещаются на ладони, большие можно собрать только на полу. Вместо колец нанизывающиеся части могут быть выполнены в виде звездочек, треугольников, квадратиков, игрушек с отверстием в центре.

Занимательное обучение

В силу своего возраста малышу до по лугода собирать и разбирать пирамидку пока не под силу. Сортировать колечки по цвету или размеру кроха научится ближе к полутора годам. А пока можно исполь зовать отдельные части пирамидки для развивающих игр с ребенком. На первое время достаточно 3-4 таких игрушек, из готовленных из разных материалов.

В возрасте около 1 месяца малыш учится фиксировать взгляд на предме те. Зрительная система крохи очень бы стро развивается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представлений о внешнем мире. Для развития зрения понадобятся игрушки с четкими очертаниями. Яркие разноцветные кольца пирамидки привлекут внимание ребенка. Покажите ему сначала в течение 5-6 секунд самое большое колечко (на крупных предметах малышу проще зафиксировать взгляд), затем колечко поменьше. Прекращай те занятие сразу, как только заметите, что кроха устал или перестал обращать внимание на демонстрируемый предмет. Здесь также важно побуждать малыша словом, улыбкой, ласковым голосом, одобряющей интонацией.

Ближе к 2 месяцам, когда ребенок уже умеет фиксировать взгляд, развиваем следующее умение - следить взглядом за движущимся предметом. Покажите крохе яркое колечко, привлеките его внимание к игрушке: «Посмотри, что у меня есть. Ка кое интересное колесико!» Перемещайте колечко на расстоянии 40-50 см от глаз вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали. Амплитуда ваших движений должна быть около 7см. Через несколько дней к пре дыдущим упражнениям добавьте новое: приближайте колечко к лицу малыша (но не ближе чем на 20 см), а потом, наоборот, отведите от лица примерно на 1 м. Повторите упражнение несколько раз с разными по цвету и размеру колечками. Словами побуждайте ребенка следить взглядом за предметом: «Посмотри, куда катится колечко!»

Первое время малыш будет про сто наблюдать за игрушками, ближе к 3 месяцам начнет тянуться к ним, пыта ясь схватить. Чуть позже он попробует то подносить их поближе, то отодвигать подальше, тренируя мышцы глаз, чтобы одинаково хорошо видеть предметы, на ходящиеся на разном удалении.

Прикасаясь к игрушкам, ребенок учит ся держать предметы, исследует возмож ности своих рук и развивает их чувстви тельность - вот почему так важно, чтобы первые игрушки малыша были разными по размеру и фактуре.

Прикрепите к бортикам кроватки или коляски веревочку с нанизанными на нее колечками от пирамидки разных цветов, размеров и текстур. Кроха хао тичными движениями будет случайно наталкиваться на колечки, затем попы тается их схватить, удержать, потянуть к себе, ощупать.

Овладение ощупывающими движе ниями руки играет большую роль в развитии познавательных процессов, тактильной чувствительности, сложной координации действий. К 4 месяцам ре бенок овладевает этим умением - уве ренно хватает игрушку, ощупывает ее пальчиками.

Помочь ему совершенствовать эти навыки можно, предлагая колечки не большого размера, удобные для захва та. Можете привязать к кольцу вере вочку и, вложив кольцо в ручку малыша, легко потянуть за нее. Ребенок, напря гая мышцы рук и пальчиков, будет удер живать колечко, попытается притянуть его к себе.

Благодаря схожести колечек с баран ками и бубликами можно инсценировать потешки-прибаутки:

Рано утром спозаранок

Накупил баран баранок (показываем маленькие колечки),

А затем на рублики

Прикупил и бублики (показываем колеч ки побольше).

Хороши баранки-бублики.

Ах, не зря платили рублики! (отдаем ма лышу все колечки)

Аи, чи-чи, чи-чи, чи-чи!

Пекли зайцы калачи (показываем 2-3 крупных кольца и отдаем их малышу).

Ах, румяны, горячи!

Прилетели тут грачи,

Похватали калачи,

Укатили, сев на саночки,

-Нам достались лишь бараночки (предла гаем колечки поменьше).

Конечно, малыш еще не понимает со держания стишков, зато слушает он их с удовольствием. Кроху завораживает ваш голос, ему очень нравятся ваша не торопливая, ритмически организован ная речь. К тому же, со временем малыш начнет повторять за вами какие-то зву ки, и эти активные тренировки подготав ливают его речевой аппарат к произне сению первых слов.

В возрасте около 5 месяцев совершен ствуются движения ребенка - общая мо торика. Побуждайте кроху дотягиваться до игрушек, пробовать ползти по направ лению к ним. Можно собирать пирамидку таким образом: предварительно разложив кольца на разном удалении от малыша, по просите его достать одно колечко и надень те его на стержень. Затем кроха дотягивает ся до другого кольца и т.д., пока пирамидка не будет собрана. Одновременно с разви тием мускулатуры, навыков ползания мы помогаем ребенку овладеть более точны ми и регулируемыми действиями, а также умением совершать действия (доставать кольцо) по просьбе взрослого. При этом он учится ориентироваться в пространстве, определять расстояние до игрушки.

Следующая игра развивает способность ребенка брать колечки, ощупывать их то левой рукой, то правой, перекладывать из одной руки в другую. В небольшую ми сочку или коробку складываем маленькие колечки от разных пирамидок: пластмас совые, матерчатые и деревянные. Пусть малыш вынимает колечки, ощупывает их. тянет в рот, разбрасывает вокруг. Колечки разной структуры и степени твердости да дут малышу новые тактильные ощущения.

Можно надеть маленькие колечки на ленту и завязать ее. Перебирая такие четки, малыш тренирует пальчики, со вершенствует мелкую моторику - это важно для умственного развития и по следующего овладения речью.

В возрасте примерно 6 месяцев ре бенок овладевает предметными дей ствиями: осваивает возможные способы действий с разными предметами, учится манипулировать ими и отслеживать результат своих действий. Можно начать знакомить малыша с классической игрой - собиранием пирамидки. Конечно, моторика и координация движений крохи еще недостаточно развиты, чтобы быстро овладеть действиями нанизывания колечек на стержень. Но уже сейчас вы можете показать ему, как собирать пирамидку, и помочь овладеть этим умением. Для начала сами продемонстрируйте ребенку, как это делается, сопровождая свои действия словесной инструкцией: смотри, я беру зеленое колечко и надеваю его на эту палочку, потом беру красное колечко и снова надеваю его. Хочешь, попробуем вместе?» Предложите крохе взять колечко. Затем возьмите ручку ребенка в свою и помогите ему надеть колечко на стержень. Возможно, процесс собирания пирамидки увлечет малыша. Если нет - предложите ему другую забаву: сами соберите пирамидку (не надевая колпачок) и, перевернув ее, наблюдайте с малышом, как колечки будут рассыпаться в разные стороны: «Ба-баах! Рассыпалась наша пирамидка!» Наверняка, это вызовет восторг у крохи - он сам будет брать колечки и раскидывать их. Или попробует снимать кольца со стержня собранной без верхушки пирамидки. Можно строить башни из колец пирамидки: на большое колечко ставить маленькое и т.д., не надевая их на стержень. Малыш с удовольствием будет разрушать эти постройки. Не ругайте его за такие действия, не упрекайте: «Я строила-строила, а все сломал!» В этом возрасте ребенок изучает свойства предметов, совершая ими разрушающие действия: бросает, кусает, грызет, разрывает, толкает. Со всем скоро процесс созидания разно образных конструкций: сборка пирамид ки, выстраивание башен из кубиков - бу дет увлекать кроху все больше.

Обучение малыша сборке пирамидки будет эффективнее, если комментиро вать свои действия, используя стихо творную форму. Начинаем собирать пи рамидку со словами:

На реке - камыши.

Расплясались там ерши:

Круг - постарше (надеваем самое большое колечко),

Круг - помладше (надеваем колечко поменьше),

Круг - совсем малыши (самое малень кое кольцо)!

В процессе такой игры активно раз вивается наглядно-действенное, логиче ское мышление и память: малыш наблю дает за последовательностью действий взрослого и предпринимает попытки по вторить их самостоятельно. Не забудьте похвалить кроху, когда ему удастся на деть кольцо, ободрить его при неудаче.

Какую пирамидку выбрать?

Первая пирамидка для сборки не долж на содержать более 3-4 колец, ведь внимание и усидчивость малыша кратковременны, ему пока трудно долго и кропотливо выполнять такую последо вательность действий.

Если ваша цель - играть с ребенком, используя части пирамидки, то чем боль ше будет колец - самых разнообразных по цвету, размеру и текстуре, - тем инте реснее крохе играть.

Выбирая пирамидку, осмотрите вни мательно поверхность всех деталей: нет ли заусенцев, острых краев или других повреждений, равномерно ли окрашенчасти игрушки, прочно ли прикреплены мелкие детали-дополнения (шарики, бу сины). Деревянная игрушка должна быть хорошо отшлифованной, чтобы малыш не занозил руку. Все части мягких пира мидок должны быть прочно сшиты, рав номерно набиты наполнителем.

Учитывайте размеры игрушки. В целях безопасности не покупайте пирамидки малых размеров с мелкими деталями, ко торые ребенок может проглотить. Кроме того, маленькие пирамидки не очень удоб но собирать, потому что координация дет ских ручек еще далека от совершенства и первые неудачи могут отбить у малыша желание заниматься с этой игрушкой. Слишком большие кольца крохе трудно удерживать в ручках и перемещать.

Выбирайте пирамидку с широким тол стым стержнем, чтобы малыш не нанес им себе травму: не ткнул в глаз, не за сунул далеко в рот.

Особого ухода такая игрушка не тре бует. Достаточно вымыть ее водой с мы лом перед первым применением, а затем устраивать «генеральную уборку»: проти рать пыль, мыть. Мягкие пирамидки мож но время от времени стирать в стираль ной машине или собирать пыль пылесо сом со специальной насадкой.

Хранить пирамидки лучше в собран ном виде на полочке или в шкафу в дет ской комнате. Собрать игрушку после за нятий можно вместе с малышом в игро вой форме.

По мере роста и развития крохи усложняйте игру с пирамидкой: учите его различать цвета, сортировать кольца по размеру: от большего к меньшему и об ратно, считать их количество и т.д. Пре вратите изучение окружающего мира в познавательную игру и предоставьте своему ребенку свободу действий.

Разделы Форума: