Он ГОВОРИЛ и СЛЫШАЛ, и был УСЛЫШАННЫМ в ответ…

Наблюдали вчера в кафе за отношениями пятилетнего мальчика с мамой…
С невероятным удовольствием наблюдали…

Ребёнок общался потрясающе!..

Он ГОВОРИЛ и СЛЫШАЛ, и был УСЛЫШАННЫМ в ответ…

Свободно, не показательно, естественно, не капризно, с юмором, а главное, очень взаимно…
Так, что было понятно — это и есть их ежедневная жизнь, а не разово демонстрируемые в общественном месте правила этикета…

Мать и сын задавали друг другу вопросы, выслушивали ответы, обсуждали меню…
Тонко, с уважением, с наполнившим воздух дыханием любви…умной любви, а не «безумной»…
Ею принято, почему-то, хвастаться…
Всем нравится говорить, как они безумно кого-то любят…

А она ведь никому не нужна, на самом деле, эта безумная любовь, которой буквально вгрызаются во взрослых и детей…
И неизбежно душат ею, ограничивают, связывают контролем…

Когда мама стала одевать мальчика, и шапочка-шлем смешно опустилась вместе с ухом, сложив его вдвое, он иронично и вежливо поинтересовался:

— Ты уверена, что всё правильно делаешь?..

Достаточно редко когда я слышу настоящий диалог между родителями и детьми…
Всё больше или пулемётную выдачу коротких, почти служебных, команд: не вертись…не бери…не ходи туда…быстро убрал…замолчи…стой смирно…
Или переслащённую патоку из «ты мой ути-пути»…

Дети мало вовлечены в разговор, их мнением почти не интересуются, их слова быстро заглушают своими…

Их не учат общаться, навязывая это бесконечное «слушай, что тебе говорят»…

И они теряют контакт с собственными эмоциями, не формируют своего личного отношения к происходящему, не умеют выразить своих чувств, с трудом входят в коммуникацию даже со сверстниками, не могут сформулировать простейших предложений, кажутся себе менее ценными…

Те, что эмоционально посильнее, начинают вымогать отрицательное внимание поведением, которое всем нам хорошо известно, и которое может в течение пяти минут любого взрослого довести до состояния нервного срыва…

Те, что послабее, столкнувшись с отчуждением в диалоге, замыкаются в себе, и превращаются в невидимок, стараясь не отсвечивать, и не привлекать к себе кажущегося им дискомфортным внимания…

Оба варианта патологичны, друзья мои, и имеют отрицательный прогноз на будущее…

Лучшее, что мы можем сделать для психологического здоровья детей, на мой взгляд, это ГОВОРИТЬ С НИМИ…

Часто говорить…

Не только о том, чего мы от них хотим, и какое ужасное будущее их ожидает, если они не будут делать то, чего мы от них хотим…к слову, это главная причина, по которой они не выносят общения с нами…

Не бояться их вопросов и своих честных ответов…

Учиться уважать то, что они говорят, выслушивая их…и учить точно так же уважать себя…

Учить их аргументировать, объяснять, выражать подлинность своих чувств…вот тут исключительно собственным примером, выбросив раз и навсегда на помойку свой великий аргумент «потому что я так сказал (а)!»…

Очень многое, если вообще не всё, в их дальнейшей жизни будет зависеть именно от того, как они научились взаимодействовать с миром, в который входят, и в котором для них не приготовили никаких поблажек…

Любое взаимодействие начинается с диалога…

И завершается им же…

Давайте говорить друг с другом…

Лиля Град