Кто из нас плохо себя ведет: ребенок или родители?


Большинство неврозов, которые мы приносим с собой во взрослую жизнь, являются результатом подавления нормальных детских чувств (когда нам хотелось, чтобы нас не ругали, а ценили и любили). Однако где-то там, в глубине многих из нас, сидит это чувство недолюбленности, дефицита внимания, ласки и сопереживания. И вот когда мы сами становимся родителями, — некоторые «раны», которые вроде уже и затянулись, начинают давать о себе знать.

Мы злимся, когда наши дети ведут себя так, как никогда не позволяли нам вести себя в детстве; когда они требуют к себе внимания, любви и ласки (то есть, того, чего мы сами недополучили в детстве). Мы злимся, потому что не можем подарить любовь в том объеме, в котором нуждаются наши дети. Мы боимся проявить свою любовь, не умеем выразить ее, если с нами не были нежны родители в детстве. Нам хочется что-то изменить в нашем взаимодействии с детьми, но мы не всегда понимаем КАК. Мы часто поддаемся сиюминутным эмоциональным порывам, травмируя детей, переживаем потом и сами.

Что же можно сделать, чтобы изменить положение:

1. Вспоминайте собственное детство. Если мы сможем восстанавливать в памяти боль наших собственных тревог и обид, смущение, тогда мы не будем «перегибать палку» в воспитании собственных детей, мы будем чаще прислушиваться к его потребностям и переживаниям. Почувствуйте себя на время ребенком. Вы все тот же малыш, который не оправдывает ожидания родителей, огорчает и расстраивает их? Вы чувствуете себя до сих пор виноватой? А эти убеждения несут в себе семя саморазрушения.

2. Чем меньше вам хочется побить себя (я такая глупая, неумелая, злая мать), тем меньше вам хочется побить ребенка. Желание ударить маленького ребенка — это выражение нашего гнева против самих себя. Часто и мы сами, взрослые, нуждаемся и в благожелательном внимании, и понимании, и сочувствии. Учитесь понимать себя, анализировать и вовремя останавливаться.

3. Учитесь правильно интерпретировать свое поведение, реагируя на поступки ребенка. Задавайте себе вопросы: Почему? Откуда это у меня? Чем чаще вы будете вспоминать и интерпретировать свои детские поступки, тем быстрее будете находить объяснение своего поведения.

Маленькие дети часто действуют импульсивно, а потом чувствуют себя виноватыми. Они теряются, не зная, что им делать, как искупить свою вину. Поэтому иногда ведут себя не совсем неадекватно: улыбаются или даже смеются в минуты напряжения и растерянности. В таких ситуациях они очень нуждаются в поддержке и понимании, оказании реальной помощи в поиске выхода из сложной ситуации. Без вашей поддержки они чувствуют себя очень одиноко.

Отталкивайтесь от потребностей и способностей ребенка в воспитании. Не заставляйте детей выполнять то, к чему они еще не готовы в силу отсутствия необходимых знаний и опыта. Это одна из серьезнейших проблем в жизни сегодняшнего ребенка. Жизнь и так полна стрессов и суеты, зачем усугублять ситуации?

Разрешайте ребенку выражать свои эмоции, проявлять свои чувства. Не говорите маленькому ребенку: “Ты уже большой, а большие не ревут! Только маленькие плачут”. Во-первых, это – неправда. А во-вторых, куда малышу эмоции-то свои деть? Вы выражаете запрет на эмоции. А потом мы удивляемся: почему это мой сын/дочь выросли такими бесчувственными? Если ребенок испуган или расстроен, или у него чего-то болит – пусть поплачет. Это нормально. Причем, не только для маленького человечка.

Дети утешаются, когда они чувствуют, что особенности их характера, их поступки понимаются и принимаются взрослыми. Идеальных родителей не бывает. И идеальных детей – тоже. Но если мы будем пытаться научиться понимать себя и свои поступки, то сможем получать удовольствие и от себя и от своих детей.