Есть правило, а есть исключение. Сначала вводят правило. Потом рассказывают, что бывают исключения. То, с чего начинаем обучение – становится правилом.
Мы можем сделать правилом «Дай сдачи!» А потом знакомить с исключениями: «Только не надо бить в ответ, если тебя задели случайно и извинились» «Не надо бить сестру, потому что она ещё маленькая и не понимает, что творит» и т.п.
Мы можем наоборот, сделать правилом «Нельзя бить» И сначала учить договариваться, соблюдать интересы сторон. А потом знакомить с исключением: «Бывают ситуации когда надо ударить»
То, каким будет общество, зависит от того, что большинство делают правилом, а что исключением. Чему учат детей в первую очередь.
"Маленькие они ещё договариваться" Ну да, маленькие, говорить ещё не могут... А бить по башке за отжатую игруху - в самый раз...
Интересно ваше мнение )
Сложный вопрос для самых маленьких. Как объяснить двухтрехлетке что бить нельзя, если его бьют в детском саду? Если отнимают любимую игрушку, а он не может пожаловаться? После трех четырех лет, абсолютно согласна, надо учить разбираться словами. Впрочем , опыт показывает, что научаются этому ближе к 10-ти. Особенно мальчики. И что делать малышу? Я против того, что бы решать вопросы кулаками. Вообще против, в принципе. Но я не буду наказывать малыша, который не умеет говорить, за то, что он постоял за себя так, как умеет. Вот если он первый накинулся, если сам отнимает и обижает, то наказывать буду. Но если дал сдачу.. до трех лет точно наказывать не буду. Можете закидать меня тапками.
А как он сможет ещё объяснить, что брать чужое нельзя? Если говорить не умеет?