Выставка в картинной галерее

Зачем мы ходим на выставки?
Есть разные картины - "мёртвые бабочки" и "живые птицы". И те и другие могут быть красивыми. Но ищем мы и жаждем внимать живым птицам! Великая тайна искусства в том, что если это искусство, то силы наши и энергии в нём преумножаются. Сами из засушенно-усталых становимся живыми и певчими. Потому оно и божественно
Елена Попова.

В картинной галерее им. Савицкого открыта выставка к 150-летию художника И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

5 ноября 1873 года родился выдающий русский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР, преподаватель Пензенского художественного училища Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.

Имя Ивана Силовича тесно связано с Пензой. Здесь он жил с 1908 по 1954 год, преподавал в Художественном училище, именно здесь были написаны лучшие его произведения. Многие музеи страны имеют работы художника. Но самым полным собранием располагает лишь Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого, насчитывающая в своих фондах более ста шестидесяти картин, акварелей, офортов и рисунков.

В историю русского и советского И.С.Горюшкин-Сорокопудов вошел как мастер портрета и историко-бытовой картины. Его лучшие произведения стоят в одном ряду с прославленными историческими полотнами С.В.Иванова и А.П.Рябушкина. Вклад художника в становление Пензенской художественной школы трудно переоценить. Именно он вместе с известнейшими русскими художниками Н.Ф. Петровым, А.И. Вахромеевым, А.Ф. Афанасьевым продолжал в училище лучшие традиции русской реалистической школы, заложенные К.А. Савицкого. Ученик И.Е. Репина, он требовал от студентов грамотного, вдумчивого отношения к работе, боролся против формализма, требуя искренности и мастерства. Его ученики работали по всей стране.

Горюшкину-Сорокопудову хорошо давались портреты, пейзажи. Любил не только зиму, но и весну, расцвеченную белыми цветами яблонь, напоминающими запорошенные снегом деревья. Но больше всего его интересовала русская история, костюмы, архитектура, обряды.
Ученики пензенского художественного училища, где после Академии преподавал Иван Силович, с благодарностью вспоминали своего учителя. Они хорошо знали, что за суровой внешностью ощущается не только большая физическая сила и крепость духа, но и скромность и доброта. Жил он в деревне Ивановка под Пензой, и ребята часто ходили к нему гости. Учеников забавляло увлечение педагога черепами: на заборе висели старые конские черепа, на указательном пальце - перстень с черепом, запонки тоже с черепом, хотя сам художник считал себя поклонником Карла Брюллова. Полы в доме чисто вымыты, Клавдия Петровна, жена художника, застилала их ткаными половиками. Много старинных икон, лампады. Супруга художника сажала учеников за стол и угощала чаем с пирогами. Выпускники традиционно после выпускного вечера шли пешком в усадьбу Горюшкина, разводили костер, кипятили чай, пекли картошку. Хозяйка выносила огурцы и помидоры. Потом все вместе фотографировались в мастерской, где Иван Силыч хранил большую коллекцию исторических костюмов - завидный арсенал старинного воинского облачения, народные, боярские, купеческие одежды. Педагог читал стихи, любил Есенина, особенно «Край любимый», в котором наиболее точно угадываются собственные чувства мастера: трепетное отношение к русской глубинке, незатейливым сельским окрестностям, старинным церквям, затерявшимся во времени улочкам древних городов.

Когда началась Отечественная война, Иван Силович делился с учениками своим урожаем картофеля и квашеной капусты, чтобы те не голодали, выделил им часть своей земли под посев картофеля и овощей. Картошку, выращенную у Горюшкина, любовно называли «сорокопудовка». Училище работало даже в войну, его пытались закрыть ввиду несовременности традиций, но Горюшкин не побоялся написать письмо Сталину и попросить не только сохранить учебное заведение, но и вернуть с фронта художников, чтобы остались в живых те, кто после войны смогут сохранить национальные традиции русской школы живописи. Зимней ночью 1943 года в далёкую Пензу к художнику Горюшкину примчал посыльный с письмом от вождя, в котором извещалось, что вопрос о судьбе училища решён положительно. Художнику присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Коллеги отмечали колючий, прямолинейный характер Ивана Силыча, к одним педагогам он был добр, к другим - вежливо снисходителен, а третьим мог сказать: «Меня просили вас терпеть».
В годы двух мировых войн он не спешит писать сцены кровопролитных баталий, а создаёт образы торжествующей жизни. Такой является трогательная картина (1916 год) «Из века в век», - это размышления о вечном, о мирской суете, о трудностях монашеской жизни. В солнечный денёк на старой звоннице два монаха в полном душевном покое, как - будто и нет войны, - один беседует с голубями, подкармливая их хлебушком, другой вглядывается в беспредельные просторы, - извечное стремление человека к свету. Живописец как бы спрашивает: что несёт нам новый век?



Приверженность русскому историческому коду сыграла с Горюшкиным – Соропудовым злую шутку: жизнь его закончилась печально. Дело в том, что художнику пришлось творить на стыке эпох, противоположных друг другу по сути, ломающих истинный дух русского человека. Он не сумел или не захотел изменить мировоззрение и приспособиться к новым реалиям жизни.
С приходом Советской власти Иван Силыч остался верным старине и не торопился изображать новых героев. Во времена оголтелой борьбы с инакомыслием, с церковью, вытравливания из русского человека природных корней и православной веры, он пишет трагическую картину «Упавшие колокола»: руины разрушенного храма, колокол, опрокинутый на бок, и старики, склонившиеся в глубоком поклоне. Думается, что Горюшкин не был противником народной власти, скорее всего, ему претили методы становления этой власти.
После войны советская власть больно ударит носителя русской традиции: живописца отстранят от директорства училищем и руководства Пензенским художественным музеем. Но только бы это. Самым страшным ударом стало отстранение от преподавания, сочтя опасным для молодежи общение с приверженцем старых ценностей, с которыми власть вела беспощадную борьбу. Ученики, друзья, художники боялись навещать коллегу. В годы торжества интернационализма, стирания национальных особенностей народов, прежде всего русского, формирования единого советского народа, - жизненная философия Ивана Силыча вступила в противоречие с машиной нового времени. И он проиграл. Художник умрёт в одиночестве, в нищете и в полном забвении. Похоронен в Пензе на Митрофаниевском кладбище возле первого директора училища К.А.Савицкого. Ученики Ивана Силыча мечтали открыть мемориальный музей педагога. В 1986 году такой музей открылся в стенах Пензенской картинной галереи. Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов, не гонявшийся за фанфарами славы, посвятивший своё творчество провинциальной Пензенской губернии, навсегда остался преданным летописцем своей эпохи. Сюжеты его полотен, теперь, как и сто лет назад, несут людям «русский дух», в них «Русью пахнет». Это не значит, что нам следует возвращаться в старую Русь, к телеге, соломенной крыше, покосившимся заборам и похлёбке. Нет. Надо только помнить: кто мы, каковы наши природные корни, где истоки духовной культуры, «Откуда есть пошла земля русская»? - такими словами начинается первая русская летопись «Повесть временных лет». Уважение к предкам, преемственность времён и поколений – залог будущих успехов.

https://****pobeda.vif2.ru/upload/***files/article_7102.pdf